Психология дыхания. Часть 2.

Не надо паники…

Я расскажу вам, как выглядит человек в сильном остром стрессе.

Он приходит в кабинет, а говорить не может. Он быстро и шумно хватает воздух ртом, пытается отдышаться, проглатывает слова и демонстрирует первичные признаки удушья. Он в состоянии паники при частом и глубоком дыхании. Диафрагма спазмирована (может вы замечали, что после волнительного дня, стресса, тревоги может побаливать немного выше пупка - это диафрагма).

Говорить в этот момент с ним не о чем. Ему нужна “внешняя нервная система”, моя нервная система. Моё дыхание становится опорой, шаблоном, который можно имитировать. Мы начинаем дышать вместе, замедляем и опускаем в живот его дыхание, замедляем, замедляем и еще немного замедляем.

До идеальных 10 вдохов в минуту редко доходит, но на 25 вдохах он начинает меня видеть! СО2 повышается и сосуды расширяются, возвращается зрение, обоняние и мышление.

Не всех и не всегда можно обнять, но если это допустимо - обнимите. Крепкие объятия могут стать первой помощью, тело получает поддержку и необходимый ритм дыхания. Прижимаясь, человек в панике и стрессе может повторять движения вашей грудной клетки, а ваши руки могут немного нажимать на спину при выдохе, будто выдавливая из легких воздух.

И вот мы имеем чудесный инструмент, который обходит стороной наше сознание. Психолог любого направления, любой практической ориентации нацелен на расширение поля осознавания. Тело не исключение - осознавая стереотип дыхания в вашей повседневной жизни, вы делаете свою эмоциональную жизнь лучше уже сейчас.

Так как же дышать!

  1. Большую часть времени дышите диафрагмой, животом. Особенно, если вам нужно сосредоточиться, подумать или принять важное решение. Это очень приятно, вы заметите со временем - не только плечи и шея расслабятся, но и черты лица станут мягче, веки, скулы, и челюсти перестанут держать “маску”.
  2. Вырабатывайте толерантность к углекислому газу - растягивайте время после выдоха. Упражнение, которое не требует покупки абонемента в тренажерный зал: нормальный вдох-глубокий выдох-пауза на 10 секунд, затем со временем на 12, 14, 16…. Норма - 9-12 вдохов в минуту.
  3. В момент сильного стресса сосредоточьтесь на вдыхаемом воздухе, заметьте, что он прохладнее, чем воздух на выдохе. Понаблюдайте за потоком, вы должны чувствовать движение воздуха в ноздрях, если этого нет, то дыхание слишком быстрое.

Мне так хочется передать вам моё восхищение дыханием, поэтому хожу козырями - ДЕТИ!

Вспомните как плачет ребенок после истрики, стресса, испуга. Это больше похоже на лёгочные судороги, спазмы. Ребенок глотает воздух, не вдыхает. Он долго даже во сне производит волнительные всхлипывающие звуки. Им нужна наша помощь. Обнимайте детей! Обнимайте и держите их в объятьях столько, сколько им нужно. Их парасимпатическая нервная система (та, что отвечает за успокоение и расслабление) еще не развита достаточно, и в этот момент ваше дыхание станет их помощником. Они будут таять в ваших руках, смягчаться, стекать. Это лучшее, что вы можете делать в момент стресса для своих детей. Вы всё объясните им потом, всё расскажете или поругаете, если надо, но сначала дыхание!

Ребенок получит прекрасный жизненный багаж - со временем он интегрирует этот опыт и научиться сам себя успокаивать и поддерживать, заботиться о себе и о других, осознавать свое тело и уважать его потребности. Объятия - хорошее вложение в благополучие, не находите!